Производство стали в России в январе 2024 г. выросло на 1,2% к тому же месяцу 2023 г. и составило 6,2 млн т. Об этом говорится в отчете Всемирной ассоциации стали (World Steel Association, WSA).
Производство стали в России в январе 2024 г. выросло на 1,2% к тому же месяцу 2023 г. и составило 6,2 млн т. Об этом говорится в отчете Всемирной ассоциации стали (World Steel Association, WSA).
Предприятия черной металлургии в России наращивают выплавку в месячном выражении (месяц к месяцу 2022 г.) с мая прошлого года, следует из статистики Worldsteel. Таким образом, позитивный тренд сохраняется девятый месяц подряд. С лета прошлого года заводы выплавляют не менее 6 млн т стали в месяц, показатель в среднем составляет 6,2–6,4 млн т. Тем не менее по итогам 2023 г. объем производства стали в России в годовом выражении снизился на 5,6% до 76 млн т за счет резкого падения год к году в январе и феврале (на фоне высокой базы досанкционных месяцев 2022 г.).
В 2022 г. выпуск стали в России составил 71,5 млн т, что меньше показателя 2021 г. на 7,1%, следует из данных WSA. Данные по объемам выпуска совпадают с данными Минпромторга России, но отличаются по динамике. По данным ведомства, в 2022 г. снижение составило 8%. В 2021 г. показатель был на уровне 77,8 млн т, следует из данных Минпромторга. До этого объем выплавки был существенно ниже: в 2019–2020 гг. на уровне 71,6 млн т, в 2018 г. – 72 млн т.
Общее производство стали в мире в январе 2024 г., по данным WSA, сократилось на 1,6% до 148,1 млн т. Китай, Индия, Япония, США и Россия остаются в пятерке крупнейших производителей стали. Из них выплавку в сравнении с предыдущим годом снизили Китай на 6,9% до 77,2 млн т и США на 0,3% до 6,8 млн т.
Остальные крупные производители выпуск стали увеличили: Индия – на 7,3% до 12,5 млн т, Турция – на 25% до 3,2 млн т, Южная Корея – на 1,5% до 5,7 млн т, Япония – на 0,6% до 7,3 млн т, Иран – на 39% до 2,6 млн т.
Ощутимое снижение производства стали в России произошло в 2022 г. после введения нескольких пакетов антироссийских санкций. В марте 2022 г. Евросоюз (ЕС) в рамках четвертого санкционного пакета запретил импорт стального проката из России, а также арматуры, сварных и бесшовных труб. Для российских металлургических полуфабрикатов в ЕС действует режим квот. По оценке Минпромторга, это затронуло экспорт 3,9 млн т готового стального проката, 200 000 т трубной продукции и 700 000 т стальной заготовки – около $3,7 млрд в стоимостном выражении. Позже Великобритания в рамках 13-го пакета санкций присоединилась к запрету на импорт российского чугуна и стали.
Санкции западных стран не охватывают все виды стальной продукции, что позволяет российским компаниям наращивать производство и находить рынки сбыта, отмечает ведущий аналитик «Велес капитала» Василий Данилов. Он прогнозирует рост выплавки стали в России в I квартале 2024 г. к тому же периоду прошлого года «на несколько процентов» преимущественно за счет возобновления работы части неиспользуемых мощностей.
Российские металлургические компании смогли увеличить отгрузку на новые рынки – в Африку, Южную Америку, на Ближний Восток, говорил в ноябре прошлого года в интервью «Интерфаксу» статс-секретарь – замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Исторически доля экспорта стали из России, по словам чиновника, составляла 40–45% от объема производства, но в 2023 г. эта цифра снизилась до 30–35% на фоне роста внутреннего спроса и уменьшения объема импорта.
Наши сталевары увеличили выплавку на 5,3%, тем самым преодолев негативные тенденции 2022 г. Стабилизация ситуации в отрасли обусловлена диверсификацией структуры сбыта, имея в виду увеличение отгрузок на внутренний рынок и прежде всего для инфраструктурных проектов и жилищного строительства. 16 февраля 2024 г. на совещании по поддержке промышленности в Челябинске
Загрузку российским производителям стали обеспечивают инфраструктурные проекты и строительный сектор, указывает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Кроме того, высокий уровень вертикальной интеграции обеспечивает лидерство российских металлургов по себестоимости, отмечает аналитик.
По данным исследовательского центра World Steel Dynamics, «Северсталь» и НЛМК входят в топ-10 наиболее эффективных мировых производителей стали (для оценки используются 23 параметра, включая себестоимость продукции и энергоэффективность).
Спрос на сталь в России в 2023 г. вырос на 7% и составил 46,3 млн т, следует из данных «Северстали». Рост спроса на 9% зафиксирован в строительной отрасли, на 14% увеличили потребление машиностроители, автопром – почти на треть. Сегмент энергетики на фоне снижения спроса в добыче и транспортировке газа сократил закупки стальной продукции на 5%. Рост ключевой ставки Банка России, а также ужесточение условий кредитования будет оказывать давление на уровень будущего потребления, предупреждала компания.
Красноженов отмечает, что внутренние цены на плоский прокат стабильны, а металлургические компании не планируют повышать цены в марте. В феврале, по данным Альфа-банка, экспортная цена сляба на базисе FOB («с погрузкой на судно») составляет $500/т, цены на горячекатаный прокат – $580/т. По его словам, мировой спрос на сталь сейчас слабый, а цены на железорудное сырье снижаются. Но существенного роста цен на сталь в 2024 г. эксперт не ожидает.
«Ведомости» направили запросы крупнейшим производителям стали и в Минпромторг.